Как не волноваться за рулём

В процессе обучения в автошколе именно практические задания связаны с наибольшим стрессом. Часто новичку предлагают реализовать базовые теоретические навыки в условиях городской среды в рамках определенного графика и независимо от его моральной готовности. Это приводит к печальному итогу – многие ученики бросают посещать занятия, не в силах преодолеть внутренние страхи и ошибочно убедив себя в неспособности управлять автомобилем.
Жертвы повышенной тревожности – кто они?

Доказано – легче всего с занятиями по вождению справляются молодые люди до 25 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте шансов стать хорошим водителем меньше. Просто человеку с хорошим багажом опыта в иных сферах бывает сложно признать свою некомпетентность в таком элементарном, казалось бы, вопросе, и он совершает большую ошибку, начиная стесняться своего «ученического» положения.
Дебютант, поставивший себя в ложное положение перед инструктором (этому могут способствовать и другие причины), заведомо лишает себя возможности получения полной информации, что впоследствии только усиливает его тревогу и неуверенность в себе.
Жертвами самообмана становятся, также, очень стеснительные люди, для которых сама необходимость контакта с малознакомым наставником уже ввергает в сильный стресс, и те, кто ранее попадал в аварию по чужой вине, и те, кто пошел учиться, потому что «так надо». К последней категории относятся люди ведомые, малосознательные, и именно им, даже при наличии водительское удостоверение в руках, чаще всего грозит навсегда распрощаться с возможностью адаптироваться за рулем.
Причины страха к вождению

Нередко в снижении учеником интереса к практическим урокам становится виноват слишком прямолинейный или резкий инструктор. Не во всех автошколах практикуется замена наставника по первому требованию, а уверенность новичка к тому времени может быть уже достаточно надломлена, чтобы он мог дать отпор. По этой причине некорректность преподавателя остается безнаказанной, и дальнейшее общение с ним превращается для дебютанта в пытку.
Исключая первую проблему, которую необходимо решать вмешательством извне, существует еще много других, являющихся следствием личных страхов начинающего водителя:

1. Неумение быстро принимать решение;

2. Непонимание принципов водительской дисциплины;

3. Опасение возникновения неадекватных ситуаций со стороны других участников движения;

4. Страх стать виновником аварии.

Ни одна из тревог, если она не связана с отсутствием теоретических данных, не исчезает сама по себе и будет требовать тщательной проработки. Также, не все названые проблемы решаются увеличением часов практических занятий, особенно те, которые навязаны мнительностью новичка. Для примера: по статистике, одна из самых часто называемых в автошколе тайных причин страха перед учебными выездами, звучит, как «нетерпимость опытных водителей по отношению к ученикам». Другими словами, новичок больше озабочен тем, как его видят остальные участники движения, чем безопасностью на дороге, а это уже прямая угроза попасть в неприятность исключительно по вине низкой самооценки.
Как заставить себя не волноваться?

Чтобы побороть основную часть подсознательных страхов, придется ответить себе на вопрос, является ли желание водить машину истинным или навязанным (обществом, стереотипами)? При настоящем желании, мысли о вождении не станут отторгаться и замещаться другими, а человек будет постоянно интересоваться связанными темами, чтобы поскорее исполнить мечту. Если этого не происходит, и любые мысли об активности на дороге вызывают только панические эмоции, следует поставить вопрос о целесообразности продолжения занятий.
Новичку необходимо тренироваться мысленно, представляя себе весь процесс вождения от самого начала движения и до момента глушения мотора. В случае, если имеется проблема рабочего контакта с инструктором, можно проговаривать про себя диалоги, визуализировать свои успехи и встречные похвалы довольного преподавателя.
Многие ученики признаются, что снять стресс помогает прослушивание перед каждым занятием специальных аутотренингов для повышения самооценки. Способствует этой же цели участие в форумах, где в здоровом русле обсуждаются темы, посвященные начинающим водителям. Там же можно брать консультации у экспертов и даже пробовать давать советы самому.
Каждый водитель когда-то начинал с элементарного – впервые садился за руль и относиться к этому факту нужно, как к неоспоримой истине. Новые навыки делают человека интересней, расширяют сферу его возможностей, а волнение, если его причины обозначены и устранимы, это необходимое составляющее любого начинания.


Возврат к списку